Заметки репатрианта

Немного о себе и о городе Грозном

Интернат - детский прототип армии
МФТИ - мужской монастырь на Долгих прудах
Грозненское НПО Промавтоматика
Грозный в предвоенный период
ОВИР и подготовка к выезду
Москва - образцовый капиталистический город


VITALY 2003 Мы долго ждали светлого будущего.
И вот оно наступило...прямо НА НАС.


Я родился в 1949 г. В 1951 г. наша семья переехала в г.Грозный, который в то время еще не был столицей Чечено-Ингушетии, а был тихий зеленый город с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью.
В Грозном родились и выросли мой младший брат и две сестры. Отец - инвалид Второй мировой войны, оставил семью в 1957 году, и с тех пор мы его не видели. Мать по образованию техник-топограф, но в такой ситуации заниматься работой с постянными разъездами не могла. Она работала много и тяжело на неквалифицированных работах, и все равно не могла обеспечить нас даже самым необходимым.
Нас определили в школу-интернат на 6 дней в неделю. Круглосуточное бесплатное проживание в общежитии и питание в столовой интерната, прогулки, учеба и домашние задания под надзором классных руководительниц. С некоторыми из них я поддерживал хорошие отношения вплоть до выезда в Израиль.
В то же время интернат был как-бы прототипом советской армии.
По утрам подъем по сигналу и обязательная зарядка во дворе общежития. По графику - дежурства в столовой и в классах, в спальных комнатах (по 15-20 детей в каждой). Строем нас водили в столовую и на уроки, строем на прогулки после уроков, затем на выполнение домашних заданий и т.п.
Общежитие для девочек отдельное и в другом месте.
Но во всей этой строевой дисциплине не было ничего ужасного, тем более что мы не знали альтернативы.
Мать одна вырастила нас с социальной помощью той самой Советской власти, которую стало принято (и безопасно) охаивать после 1991 года.
Как бы наша семья выжила в теперешней "демократической" России ? Ведь в первую очередь "демократы" уничтожили все то хорошее, что было при Советской власти, зато оставили и даже усилили все то плохое, что тоже при ней было.
В 1967 г. я закончил школу и поступил в МФТИ - в то время один из самых престижных ВУЗов СССР в области физики, аэрокосмической техники и электроники. Физтех сравнивали с Калифорнийским Технологическим институтом в США по уровню подготовки.
Студенты Физтеха учились не только бесплатно. но многие и я в том числе получали стипендии. Стипендии в то время хватало на прокорм в студенческой столовой, проживание в общежитии института и на прочие мелкие нужды. Без стипендии я не смог бы учиться ни в каком институте.
Многие ли имеют возможность получить высше образование в сегодняшнй России, помимо детей "новых русских" ?
Специализацию студенты с 3 по 6 курс МФТИ проходили в разных академических институтах Москвы и Подмосковья. Наша группа изучала спецпредметы в области теоретической астрофизики в Физическом Институте Академии Наук им.Лебедева в Москве (ФИАН). Руководителем отделения был известный астрофизик академик В.Л.Гинзбург.
В Физтехе нас приучали, что студент должен получать не "законченное" образование, которое в нашу динамичную эпоху быстро устаревает, а умение получать и применять нужные знания самостоятельно по мере необходимости. От нас не требовали запоминать и зазубривать то, что можно найти в справочниках. На семинарах и даже на письменных экзаменах по спецпредметам можно было пользоваться учебниками и справочниками. Без знаний все равно справочник не поможет во время экзамена - не хватит времени. А если студент успевает воспользоваться спец-литературой на экзамене, значит он достаточно глубоко знает предмет и умеет пользоваться научной литературой, как и подобает научному работнику, а не зубриле-школяру.
На гуманитарных дисциплинах типа английский, история КПСС или Научный Коммунизм, этот принцип не действовал - литературой нельзя было пользоваться и вся нагрузка была на пямять, как и подобает школярам.
К сожалению, гораздо позже выяснилось, что "на Западе" действуют совсем другие принципы. Работодатели, по крайней мере а Израиле, ценят не умение быстро получить нужные знания и навыки, а узкопроофессиональные готовые знания и опыт работы. Если нужно для освоения новой работы хотя бы 1-2 дня (или даже 1 час), на квалифицированную работу не берут. Иди на курсы, потом где-то получи опыт работы, а потом приходи еще раз... если место еще будет.
Студенты называли Физтех "мужской монастырь на Долгих прудах". Физтех находится в маленьком Подмосковном городке Долгопрудный (никаких прудов я там не видел), в 20 минутах езды электричкой от Москвы. Девушки в Физтехе учились, но их было в 5 - 10 раз меньше, чем парней. Так что мы были обделены женским вниманием - чтобы это внимание не мешало сосредоточиться на учебе (иногда по 10-12 часов в день). Из 10-15 корпусов студенческого общежития всего один корпус был женским. Парней туда пропускали только по особому разрешению и только до 23:00.
По слухам, евреев якобы ущемляли при приеме в Физтех, но среди моих знакомых доля евреев была куда больше, чем в среднем по СССР. Никакого сионизма среди студентов я не замечал. Любые проявления национализма пресекались немедленно и весьма жестко, вплоть до отчисления.
В общем, как бы ни очерняли социализм нынешние демократы, вышедшие из партработников эпохи загнивания позднего социализма, именно социализм того периода с его социальной защитой помог нам стать на ноги и получить не только школьное, но и высшее образование, к тому же в престижных ВУЗах.
Кто сейчас даже из бывших благополучных семей, обездоленных псевдодемократическим режимом, может позволить себе или своим детям высшее образование в престижном ВУЗе России ? И во что обойдется такое образование ?
Конечно, свобода слова теперь почти беспредельная, и это хорошо, если это не свобода беспредела.
Только вот есть ли свобода быть услышанным у простых смертных ?

В 1974 г. я получил диплом МФТИ по теретической физике и астрофизике. И тут-то выяснилось, что мы с нашим блестящим образованием нигде не нужны.
Были варианты поднапрячься и поступить в аспирантуру - но что потом ?
Для не-москвича это была бы оттяжка во времени, а не решение проблемы трудоустройства по специальности. Более того, с научной степенью мы получали право преподавания ... в какой-либо сельской школе, и это право легко могла стать нашей обязанностью. Не было желания продолжать никому не нужное образование. Брежневский социализм в этот период уже начал загнивать, но только в отличие от дикого капитализма "не так хорошо пахнуть". Пришлось возвращаться с направлением Физтеха в Грозный. Там я и проработал как программист, а потом и зав.лабораторией программирования в Грозненском НПО "Промавтоматика" вплоть до выезда в Израиль в феврале 1993 г.
Грозненское НПО ПА была организацией молодой и динамичной.
В ней работали почти 3000 сотрудников. И толковые люди бытро продвигались в НПО.
Большинство руководителей на уровне зав.лабораторией, зав.отделом и выше были армяне и евреи. Сотрудники подшучивали, что НПО - это "армянско-еврейское лобби". В основном это были люди умные и энергичные, занявшие свои должности по праву, а не по протекции. С ними приятно и интересно было работать. Никаких антисемитских и антиармянских настроений среди сотрудников НПО не наблюдалось. И так было вплоть до 1991 г. Может, НПО просто не успела достичь стадии бюрократического загнивания ?...
Тематика наших работ в области автоматизации производства и экспериментальных исследований обновлялась каждые 2-3 года. Обновлялась вычислительная техника, операционные системы, методы автоматизации. И здесь пригодились принципы обучения на Физтехе - не нужно получать сумму знаний, они быстро устареют, а нужно получать навыки для получения новых знаний и их применения.

В 1981 г. я закончил заочную аспирантуру на кафедре гидромеханики и газовой динамики и защитил кандидатскую диссертацию в МИНГ и ГП им.Губкина в Москве. Вопреки чуть ли не общепринятому оскорбительному мнению в Израиле о "купленных" дипломах и диссертациях среди советских инженеров, никаких взяток и подарков мне не приходилось давать ни рубля за 6 лет моей учебы на Физтехе и 3.5 года в МИНГе.
Мой научный руководитель, профессор М.В.Лурье (к слову сказать - еврей), тратил на меня свое дефицитное время больше, чем мне было положено "по регламенту". Он помогал мне не только в работе над диссертацией, но иногда и в житейских делах. С профессором М.В.Лурье мы долго поддерживали связь даже после переезда в Израиль. К сожалению, мне так и не пришлось работать под его руководством после защиты диссертации. Вообще не пришлось заниматься ни высокой, ни прикладной наукой в Израиле.
Он мог бы давно переехать в Израиль, но не захотел пережить еще кучу унижений в поисках новой работы. "Лучше получать маленький оклад профессора кафедры в России, чем большие унижения в Израиле..."
Увы, он оказался прав.
А что можно было ожидать от страны, все население которой составляет примерно половину Москвы ? Как бы отнеслись к миллиону переселенцев, даже своих, русских, 5 миллионов москвичей из половины Москвы ?
Дай каждому жилье и работу, и еще какие-то социальные условия !?

В Грозном вплоть до прихода Ельцина к власти в 1991г еще как-то можно было жить, хотя с каждым годом ситуация все ухудшалась с продуктами и товарами, как и везде в СССР.
Чеченцы и ингуши к началу 90-х годов составляли уже свыше половины населения Грозного (420 тыс.населения до войны 1994 г). В науку "национальные кадры" не лезли, а занимались своим бизнесом, в основном подпольной торговлей, которая в те годы еще официально пресекалась, но уже не очень жестко. Формально они работали зав.складами, зав.магами и на прочих низкооплачиваемых, но высокодоходных местах. Чеченцы имели большие семьи по 5-6 детей и строили большие 2-3 этажные дома на окраинах города, покупали машины и жили на наш взгляд куда богаче, чем мог позволить себе даже Генеральный директор НПО ПА. Один из лозунгов чеченцев в тот период: "Все добро совхозное - все добро МОЕ !". Такое разделение труда и доходов в обществе не то чтобы всех устраивало, но не вызывало активного противодействия, и было относительно спокойно.
Евреев в Грозном было около 25 тыс.человек. Они жили тихо и незаметно, и никто их не трогал. Некоторые из них, у кого мне пришлось побывать, маскировались. Они прятали шикарные интерьеры под внешне непривлекательными экстерьерами - обвалившаяся штукатурка, закопченые и грязноватые фасады домов и т.п.
Национализма в городе с 25 национальностями не было. Бытовая преступность по слухам была выше, чем в других городах СССР, но люди ходили по вечерам в кино и театр, гуляли по аллеям и в парке, и не особенно боялись.
Конечно, надо было соблюдать определенные правила поведения. Например, пристальный взгляд на чеченца или неосторожное слово "зверь" в публичном месте могло вызвать резкую реакцию вплоть до удара ножом. Опасно было появляться в одиночку на улицах, особенно вечером и особенно молодым и привлекательным девушкам.
Буквально со дня прихода Ельцина к власти в Грозном и Чечне началось какое-то мракобесие. Ельцинский лозунг "Берите власти на местах столько, сколько сможете" чеченцы восприняли буквально, как им того хотелось. Начались массовые митинги на площадях города, свержение коммунистов (даже чеченцев) из обкома, горкома и других властных структур города и республики. Секретаря горкома Партии выкинули из окна его рабочего кабинета на 2-м этаже.
Советы старейшин (из чеченских тэйпов) и муллы (религиозные лидеры) на площадях города, призывы к переходу всего населения на законы ислама. Женщины должны носить паранджу, ворам нужно публично отсекать руки, затем голову...
Приход к власти генерала Дудаева, а затем якобы демократически-единодушные выборы его на пост Первого Президента республики Ичкерия. Выборы проходили под охраной внезапно возникшей чеченской гвардии с автоматами Калашникова - на всех выборных участках. Зато беспорядков на выборах не возникло.
Более того, в окружающей России цены на хлеб "освободили", и хлеб стал деликатесным блюдом для огромного большинства, не получающего зарплаты или пенсии по многу месяцев. А в Грозном Дудаев цены на хлеб удерживал на Горбачевском уровне, доступном для неимущих. Но эта попытка остаться островком исламского социализма среди моря своих-же новых чечено-ингушских капиталистов была обречена. Сразу же стала исчезать мука из продажи. Законы экономики приказами не отменишь.
Президент Дудаев сразу после избрания выпустил из тюрем Чечни всех уголовников и убийц - якобы для защиты молодой республики Ичкерии (от кого - не уточнялось). Начались нападения на воинские части для захвата оружия. Почему-то (или по чьему-то приказу) доблестные Российские войска не смогли защитить даже себя. Чтобы остановить эти нападения, Ельцин дал указ о выводе воинских частей из Грозного и из Ичкерии. Но при этом все оружие, вплоть до бронетехники, танков, самолетов и вертолетов почему-то осталось новой гвардии Дудаева - якобы по просьбе Дудаева к России, чтобы оборонять Ичкерию от внешних врагов (какие враги вокруг Чечни, окруженной Россией, Ельцину было не важно). Это стало важно в декабре 1994 г., когда на окраинах Грозного погибли десятки тысяч русских солдат. Наверняка среди них не было сынов новых русских демократов.
На окраинах и в центре города, и ночью и днем началась канонада - перклички автоматных и пулеметных очередей. Начался уголовно- интернациональный террор против населения (включая чеченцев и ингушей). Ограбления и убийства в квартирах, на улицах, в поездах. Поезда перестали ходить через Грозный, а затем закрыли и аэропорт, и междугородные рейсы автобусов.
Люди за бесценок продавали квартиры или дома, а после нотариального заверения сделки в ту же ночь к ним приходили "гости" и изымали деньги. Владельцы машин под прицелом "добровольно" дарили машины новым хозяевам молодой республики и тут же заверяли подарок нотариально (нотариус предусмотрительно приезжал с "гостями"), чтобы все было по закону, и чтобы новым хозяевам упаси Аллах не было потом хлопот с перепродажей машины. На эти машины новые хозяева грузили все, что вмещалось и можно было взять у старых хозяев, и мирно уезжали. Если жертва не брыкалась, то утюгом не пытали и не убивали. Обходились гуманными методами убеждения... Люди осознавали необходимость дарения своего имущества новым владельцам, и потому становились свободными от своего имущества - все в точности по изуверской формуле Маркса "Свобода - это осознанная необходимость !".
Молодых привлекательных девушек (в том числе чеченок и ингушек - мусульманок) иногда хватали днем даже в центре города на глазах у людей, затаскивали в машину - и больше их никто и никогда не видел. Изредка, если родственникам "везло", находили истерзанные трупы. Родственники-чеченцы объявляли миллионные премии за любые сведения о своих без вести пропавших. Мы довольно часто видели такие объявления в местных газетах, но ни разу не нашлось ни одного свидетеля. Русские бедствовали молча, так-как не могли предложить даже несколько тысяч за сведения о своих пропавших родственниках. И не могли мстить обидчикам кровной местью, принятой среди чеченцев и ингушей.
Рассказывали, что какая-то красивая студентка-чеченка сильно отбивалась и кричала, когда ее начали тащить в машину возле Нефтяного института. Ей пустили пулю в лоб и спокойно уехали, чтобы другим неповадно было брыкаться. Прохожих было много, но никто ничего не видел.
Надо заметить, что продать свой дом в Грозном даже в эпоху Хрущева-Брежнева можно было только с большим убытком - за эти деньги даже в захолустном городке России ничего нельзя было купить. С начала 1991 г. даже при удачной продаже хорошего дома в Грозном можно было купить разве что хибару под соломенной крышей в заброшенном хуторе России - с дровяной печью без дров, с сан-будкой во дворе и с водяной колонкой на главной улице. Поэтому "русскоязычные" еще с эпохи Хрущева и "возврата" чеченцев в Грозный в 1957 г. не могли продать свое жилье в Грозном без больших потерь.
И куда было ехать ? "Удачливых" переселенцев упрекали в русских селах: "Что же вы раньше не уезжали из Чечни ? Жили хорошо ? Езжайте теперь назад в свою Чечню, а нам и без вас всего не хватает !". (Я заменил типичные русские термины).
Особо зажиточным или непокладистым переселенцам даже дома поджигали, чтобы не задавались перед местными алкашами... Черная зависть нищих духом.
С 1992 г. чеченцы перестали покупать дома и квартиры у русских - "Нам и так все даром достанется !". Заводы и организации еще работали, но зарплату нам не платили по 7 месяцев и больше. Потом выдавали по номиналу, обесцененную раз в 10. Якобы Москва переводила деньги за работу вовремя, но банки Ичкерии по приказу Дудаева все отдавали на оборону республики (от кого ?) - а вы господа терпите...
В такой обстановке мы начали оформлять документы на выезд в Израиль.
ОВИР Грозного обслуживал чеченских паломников в Мекку (50,000 виз и паспортов каждый год).
Россия ни тогда, ни теперь (даже в период войн в Чечне) не позволяла даже русским жителям Грозного оформлять визы на выезд где-либо, кроме как в ОВИРе по "месту проживания". Демократия уже вовсю бушевала на просторах России, но "порядок есть порядок, его никто не отменял". Прописка в паспорте и все ее тюремно-социалистические последствия остались до сих пор. Это ведь не помеха демократии !
Никакие взятки не помогали оформить документы в ОВИР Грозного. Полтора года мы оформляли документы на выезд. И вот наконец после больших усилий жены Оли Бог нам помог - в феврале 1993 г. мы наконец-то заплатили пошлины. Вывезли багаж через русско-чеченские таможни в Минводы почти без потерь - у нас ничего ценного не было, но багаж распотрошили весь. На чеченской таможне у жены "конфисковали" новые солнечные очки - мы не стали спорить. Еще через месяц мы выехали через Гудермес в Москву.
До Гудермеса нас довез за приличную сумму чеченец на своем микроавтобусе. Междугородние автобусы из Грозного уже не ходили. Потом пришлось со стариками и баулами пробираться под сверхдлинными товарными составами, которые прочно перекрыли все доступы к пассажирским платформам. Едва успели залесзь на уже тронувшийся поезд. Билеты были в плацкартном вагоне, но мы не огорчились. В купе стало опаснее ездить, чем в плацкарте. И нам опять повезло - в поезде нас не ограбили и не убили. Мы ехали под охраной чеченской гвардии до границ Чечни.
Через 40 часов пути Москва нас встретила со столичным размахом и деловой хваткой, как и полагается новой акуле капитализма и образцовому капиталистическому городу. Багаж надо было крепко держать, лучше на привязи к руке или ноге - иначе его могли вырвать и утащить, о чем нас благодушно предупредили.
На привокзальной площади грязь и мусор с мокрым снегом.
Полно народа, но возникает ощущение запустения и безысходности. За доставку багажа от платформы к стоянке такси носильщики запросили сумму, превышающую трехмесячную зарплату зав.лабораторией с ученой степенью. Пришлось перебежками тащить самим свои баулы и чемоданы.
На такси оазалось пробиться невозможно.
Водитель-частник на микровавтобусе запросил чуть ли не годовой доход за доставку нас с багажом к нашим знакомым в Москве (30 минут езды). И при этом он просил нас грузиться очень быстро и скрытно, на заметном удалении от привокзальной площади. Сказал, что опасается случайной пули от конкурентов.
Нам сообщили, что на рейсовых автобусах в аэропорт Шереметьево доезжали далеко не все. Людей высаживали из автобусов на подъезде к аэропорту, обыскивали вместе с багажом, отбирали деньги и все ценное (плата за услуги !), убивали не согласных и пускали по-миру остальных... В Израиле разбогатеете !
Нам повезло, что в день отлета в аэропорт нас повезли на автобусе Израильского Сохнута, а не в рейсовом автобусе Москвы. Ограбления в автобусах приняли такой масштаб, что Сохнут взял на себя и эту заботу о переселенцах.
И вот 16 февраля 1993 г. мы прибыли из угрюмого предвоенного Грозного через Московский свободный беспредел в солнечный и теплый Израиль. Теплый буквально - по погоде. Мы знали, что никому мы здесь не нужны.
Еще в 1991 г мы и не мыслили себе такое развитие событий, и вовсе не стремились в Израиль с его бесконечным конфликтом с арабским окружением. В Израиле у нас, кроме одного хорошего знакомого, не было совсем никого.
Мы искали варианты переезда в Россию или под Харьков, где были родственники жены. Но ничего реального так и не смогли найти.
И так по-неволе, спасаясь из Грозного, мы оказались в Израиле. Но это уже другая история. История "алии и абсорбции".

Виталий Еременко.